На комитете Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения депутаты разбирались в ситуации с концессионным соглашением на строительство в регионе семи поликлиник. Ситуация же удручающая.
В 2019 году правительство Новосибирской области и группа компаний "ВИС" заключили концессионное соглашение о строительстве в регионе семи поликлиник. Концессионер (группа компаний "ВИС") брался построить поликлиники к 2021 году. Три года назад о заключение этой концессии говорили как несомненной заслуге губернатора и регионального правительства. Правда, уже тогда многих смущал такой факт: по условиям концессии на конкурсные процедуры выставлялся только один лот: потенциальный концессионер должен был либо браться за строительство всех семи объектов, либо… Понятно, что такие условия сразу "отмели" всех региональных застройщиков. Разбей соглашение на семь лотов – по одной поликлинике, – в конкурсе могли бы участвовать новосибирские компании, но потянуть семь объектов сразу… Это уже три года назад вызвало разговоры, что вся процедура нацелена на компанию, чья прописка вовсе не новосибирская. Так и случилось. Конкурс выиграла московская группа "ВИС", та самая, что реализует в Новосибирске скандальную "мусорную" концессию и строит платный (четвертый) мост через Обь.
Время шло, но с новыми (и такими необходимыми) поликлиниками дело, мягко говоря, застопорилось. Срок их ввода постоянно переносится: говорили о начале 2022 года, затем – о конце этого года, сегодня заявляют, что три поликлиники построят в 2023 году, а остальные четыре – в 2024 г. Сегодня готовность трех объектов, которые предполагается сдать в будущем году, составляет 30-35%.
Депутаты, проинспектировавшие 6 сентября ход строительства нескольких объектов, выяснили ряд любопытных деталей. Первое: по концессии гарантийный срок составляет 10 лет и шесть месяцев. Однако гарантия исчисляется не с момента сдачи объекта, а с даты подписания соглашения, с 2019 года. Получается, что у поликлиник, которые будут сданы в 2024 году, минует уже половина гарантийного срока. Второе: депутаты обратил внимание на вопрос обустройства территорий, прилегающих к строящимся поликлиникам. Пока непонятно, как будет обеспечена их доступность: транспорт, подъезды, оборудование парковок и т.п.
Настоящей же "вишенкой на торте", правда, очень горькой, оказалась цена вопроса.
Депутат Законодательного Собрания, лидер регионального отделения партии "РОДИНА" Вячеслав Илюхин подверг финансовые условия этого концессионного соглашения жесточайшей критике. Вот что заявил депутат:
Аргументы представителей правительства региона (а защищать концессию по строительству поликлиник на комитет пришли министр экономического развития региона Лев Решетников, министр здравоохранения Константин Хальзов и министр строительства Алексей Колмаков) депутатов явно не убедили. Зато из их ответов выяснилось, что региональный минстрой, например, не контролирует сметную стоимость работ и не осуществляет строительный контроль на объектах – эти функции переданы неким другим организациям.
Итог концессии, которую, по собственному признанию, региональные власти не контролируют, – ни одной новой поликлиники в регионе не построено. Если будут построены, то позже и обойдется это областному бюджету очень-очень дорого.
По мнению заместителя Председателя Законодательного Собрания Ирины Диденко, если темпы строительства останутся неизменными, строительство растянется ещё на шесть-семь лет. Кроме того, по мнению Диденко, после завершения строительства областной бюджет может столкнуться с серьёзными трудностями. Ведь бюджет будет платить концессионеру за поликлиники как минимум 4,5 миллиардов в год, а если к этой сумме прибавить инвестиционные платежи за строящуюся (и тоже очень-очень дорого) инфекционную больницу, то платежи возрастут до девяти миллиардов.
— Нужна ли нам вообще эта концессионная "ипотека"? Я не уверена, что у нас вообще есть такие бюджетные возможности, – подвела итог Ирина Диденко.
Скандальная ситуация вокруг концессии на строительство поликлиник будет вынесена на обсуждение сессии Законодательного Собрания.